
Один из самых ожидаемых фильмов МКФ FFF — фильм из Калининграда режиссера Алисы Плотниковой МАК$ОНЯ. Общаемся с автором:
-Алиса, как шли съемки?
-Это было что-то с чем-то. Во-первых, трудности со съемками калининградского пейзажа. Снимали с дрона, что само по себе уже вызывает множество вопросов. Локация была в доме родителей исполнителя главной роли Дмитрия Шнырика. Соседям сказали, что исследуем здание на предмет трещин. Во-вторых, оператор опаздывал все три смены и солнце, которое планировали снимать на закате, успевало исчезнуть за горизонтом. Приходилось все время импровизировать и изворачиваться.
Более 20 студий и композиторов от Калининграда и не только до этого прослушала — демки присылали различного формата — никто и близко не мог сделать максимально похожий по звучанию на мой референс бит, а мне уж очень сильно мелодия понравилась и мотив. Поиски продолжались несколько месяцев.
-Почему именно Дмитрий исполнил главную роль?
-Вообще, он мой тренер по слэклайну. Это вид спорта такой. Он основатель слэклайн движения в нашем регионе. Также он участник шоу на СТС Супер ниндзя. Я помогала ему профайл снимать для шоу. Он тогда учился в местной актерской киношколе Playback. Ссылочка на его Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/name/6944364/ и Кинотеатр https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/453811/bio/
Ролик о Диме из местных новостей https://vkvideo.ru/video-40587598_456244167?t=2s
У меня даже особо вопроса не стояло кого выбирать на главную роль. Он до этого уже помогал мне с реализацией проектов.
-Ваша творческая группа «Speaking Fox» — это серьезный игрок в кинобизнесе?
-Пока обо мне, как о полноценном продакшене, говорить рано… Только учусь… В кино пришла в 2019 году. Мой первый проект сериал «Вклетке». Тогда побыла на съемочной площадке все 5 съемочных дней в качестве актера массовых сцен. Мне понравилось все, что происходит за кадром. Решила — стоит поучиться. Нашла сперва оффлайн-курсы в Санкт-Петербургской школе радио и телевидения в их филиале при Международной Школе профессий, а затем онлайн-курсы в киношколе The one film по направлению «Режиссура игрового кино». И это было классно и трудно одновременно. Итоговый фильм так и не сдала.
Первую задумку реализовать не получилось… решила сделать тогда что-то другое. Так получились «Максоня», микрофильм патриотического содержания «Слышать Сердцем и Побеждать!» и видеопоэзия к стихотворению «На небо лучшие уходят» (снимала одна на мобильный почти на коленке, монтаж тоже весь мобильный и единственный актер мой сын).
-Какова судьба этих фильмов?
-Они «катаются» по кинофестивалям.
-Сына сняли в кино, но вроде бы и дочь засветилась?
-Да. В фильме Максоня героиня Соня — моя дочка.
-Зачем вам это?
-Хотелось попробовать приобщить своих детей к творчеству. Поставила эксперимент. Хотелось понять как работать не только со взрослыми, но и с детьми.
-Откуда идея фильма МАК$ОНЯ?
-Идея пришла очень быстро. Долго наблюдала за тем как ведут себя большинство подростков и как проходит общение взрослых с детьми. Кто и что хочет, как поступают и почему. В общем, пришла в голову мысль, что хочу сделать небольшой фильм, который не только расскажет историю неполной семьи, но и даст возможность сделать ее в шуточной форме. Ералаш, только чуточку взрослее.
Дочка пытается скопировать частично папу, но при этом остается собой. Часто возникает недопонимание друг друга.
Про криптобиржу ставку сделала на то, что многие взрослые действительно не разбираются в том какие бывают счета. Не знают, что такое «финансовая грамотность», «инвестиции» и т.д.
В один прекрасный день меня подруга зовет на день рождения ее подруги сценический псевдоним Lucky Girl Li и говорит что та выступает в рэп-батле. Пока она выступала я слушала ее биты и поняла, что биты у нее оригинальные. После выступления спрашиваю кто ей делает музыку. И вот так нашелся Богдан. Обмениваемся контактами и она просит Богдана мне помочь, скидывает его страницу — а там на страничке пост от сообщества Мияги и Эндшпиля с упоминанием продакшена Богдана, что он им делал бит к треку «Голгофа». Думаю: «Это уже интересно».
Многие не могут различить демосчет с красивой цифрой, ведь в торговле на бирже реально надо разбираться… в общем пришлось поизучать и эту тему, чтобы понять, что можно дать в кадр.
Отсюда возникает еще вопрос: «А кто в доме хозяин и почему?».
Многие взрослые, зная своих детей, думали, что они либо с кем-то переписываются, либо в игры играют и им лень даже просто оторваться от мобилы. И тут снова возвращаемся к финансовой грамотности и к тому, что дочка хотела папе помочь. Он не первый раз просыпает работу. Тут срабатывает «женская хитрость» — просить деньги пока еще не проснулся мужчина (не важно папа ли, копирование модели поведения мамы, частичное, хотя про маму мы в фильме не говорим и это без сознательный момент дочки относительно).
В общем у меня написался сценарий на 3 странички А4 и я рискнула его снять.
-Организация съемочного процесса?
-На съемочную площадку кроме меня, опаздывающего оператора, актера Димы и моей дочки никто не пришел. Думаю будь что будет, важно сохранить концепт идеи, остальное снимем.

-Как пришла идея сделать такой сильный саундтрек?
-Сняли, сделали черновой монтаж. Подумала, что стоит к фильму сделать музыку и сделать так, чтобы не зависеть от авторских прав. Первые треки я заказала у Ильяса Салаева, предварительно дав референс на корейские версии из сериалов.
Ранее я уже знала Ильяса по другим проектам, как композитора, и знала, что он делает очень классно музыку и очень нравились его эпики. Но сперва решила не спешить — кинула клич в чат киношколы, что ищу композитора для к/м… откликнулось несколько человек. Часть почти сразу отказалось, другая часть — сделали под хронометраж первого эпизода версии. Мне ни одна из них не показалась звучабельной и похожей на те референсы, по которым сделал Ильяс.
Все-таки я пришла к мнению, что хочу попробовать сделать с Ильясом, и не промахнулась. Он сделал лирику, как открывающую часть. Потом очень длинный эпик к эпизодам спешки (не бесплатно, но так как знакомы со скидкой).
Далее подумала, что хочу в тему с дочкой сделать именно современную шуточную песню, в которую будет заложена задумка сценария и настроение истории. Хотелось, чтобы это была современная песня, как молодежь любит. Ведь тема отца ближе к классике.
-Кто написал текст песни?

-Написала знакомому поэту Артуру Зекову ( он не только поэт, но и радиоведущий, шоумен, актер и очень интересный человек) с просьбой написать шуточный текст к песне по моему сценарию, прикрепляю ему ссылку на сценарий — моя задумка его улыбнула и он согласился. Через несколько дней присылает мне текст для будущей песни по сценарию и мне прям понравилось. Это не прям мелодекломация как у Дельфина, но и не прямой рэп или песня в классическом ее формате, поучительная чуть-чуть.
Далее думаю, что хочу звучание с элементами инструментала, но именно бит современный и достаточно атмосферный. Закидываю текст в Suno, прописываю примерно чтобы хотела услышать, генерирую несколько раз и получаю не просто мелодию, а прямо песню с голосом, похожим на тот каким поет мой актер Дима (он еще и песни поет, экспериментирует).
Понимаю, что получилась классная генерация похожая на то, что хочу. Ставлю дома скинутый трек с телефона в видео, и слушаю на колонках с сабвуфером и понимаю что звучит грязно (Suno бесплатная на тот момент генерила грязный звук, но услышать можно только на нормальных колонках) скидываю эту версию актеру, спрашиваю сможет ли он спеть, если я найду человека кто сделает бит. Песня с нейронки и текстом Артура Диме понравилась. Говорит: «Да! Сделаем!». Кидаю актеру текст, чтобы учил. Дальше прям пришлось с вариантом из нейронки пару месяцев пошуршать по просторам нашего города в поисках человека, который сможет максимально близко перебить бит. И из 20 студий никто не нравился. То тональность не та, то инструменты не те. В общем, не звучало.

-Как нашли композитора песни?
-В один прекрасный день меня подруга зовет на день рождения ее подруги и говорит что та выступает в рэп-батле. Пока она выступала я слушала ее биты и поняла, что биты у нее оригинальные. После выступления спрашиваю кто ей делает музыку. И вот так нашелся Богдан. Обмениваемся контактами и она просит Богдана мне помочь, скидывает его страницу — а там на страничке пост от сообщества Мияги и Эндшпиля с упоминанием продакшена Богдана, что он им делал бит к треку «Голгофа». Думаю: «Это уже интересно».
Скидываю референс из нейронки Богдану и буквально через день он присылает мне демку идеальную. Договариваемся. Я как есть сказала, что начинающий режиссер и очень хочу сделать песню к своему фильму. Договариваемся по деньгам, подписываем договор, он присылает на следующий день готовый бит идеальнейшезвучащий и с еще более доработанной мелодичностью и акцентами. Я понимаю как это звучит прекрасно.
Он даже договорился с парнем о записи живого саксофона в его бит. Богдан очень крутой битмейкер и с ребятами из моего региона особо ни с кем не работает. Оказалось, я третий человек с кем он делал под заказ именно в Калининграде. Мне прямо неимоверно и сказочно повезло. С момента написания им бита мы прям подружились.

-Как шла запись?
-Договариваюсь с актером Дмитрием и студией (студию пришлось ждать почти месяц). Приезжаем, чтобы записать песню с Димой и тут я слышу даже не сведенный трек, что это не то.
Версия исполнения отличается сильно и квадратится там где хочется мелодичности, местами вообще не в бит. Понимаю, что при сведении — это будет дорого и грязно, решаю что не буду мучить актера и студию, буду искать другого исполнителя.
И вот тут началось приключение вплоть до того, что писала уже людям из большой России (напомню, что мы все кто участвовал в моем фильме из Маленького Города Калининграда, оторванного от всей страны). Куда я только не писала, даже ребятам из академии Кира Булычева и на Дальний Восток, писала и в Москву. Но все никак не находился поющий рэпер. Очень много кто отказывал, забивали на просьбу, текст не их, жанр не их и т.д. Даже на заказ была беда.
-Где в итоге нашли певца?
-Исполнителя Валеру мне подсказал после съемок проекта «Мотыльки» художник-постановщик Рамиль Дияминов, с которым случайно получилось поработать в проекте. Он сперва пробовал одного исполнителя и студию предложил как вариант, но мне не хотелось именно с этими ребятами делать, ранее уже слышала как звучат песни у них — вообще не то и стиль не тот, объясняю Рамилю. Объясняю, что хочу поющего рэпера и он говорит, что в нашем городе есть очень классные ребята — группа «Улунапопил» и их вокалист Russ El Ress (о нем я слышала ранее — Руслан Измайлов, и через руку знакомы даже, как оказалось позже), в общем Рамиль звонит Руслану и рассказывает про меня. Договаривается, обмениваемся контактами с ребятами. Мы с Русланом начинаем общаться и обмениваемся кто что делал ранее и он конкретику задачи спрашивает. Объясняю что хочу от песни и какого исполнителя, присылаю нейро референс. Руслан спрашивает кто мне писал бит и написан ли в нормальном звучании вообще — говорю что бит мне делал Богдан и вот тут выясняется что они с Богданом не просто знакомы, так еще и сотрудничают. В общем Руслан говорит, что подумает как мне помочь. Черновой монтаж уже с музыкой Ильяса я ему тоже присылала, чтоб понимал куда пишем. Через день мне Руслан пишет и говорит что он подумал и решил, что мне песню запишет его звукарь из студии и присылает кусочек видео от группы Улунапопил (его же группа) с поющим рэпером. Слушаю и говорю что мне нравится, давай попробуем. На следующий день у меня лежала первая версия моей песни, сделанная технично, но не было эмоции в песне. Пишу Руслану свои правки на звучание и что хочу в эмоциях и какой части детально разбирая что и для чего. Руслан пересылает это все Валере (исполнитель песни) и в обратку прилетает через Руслана «я примерно так и думал что что-то такое скажет». На следующий день кладется мне в сообщения еще одна версия моей песни. Слушаю и присылаю снова доработки по ней для вокалиста. Через пару дней мне прилетает еще один вариант с интересными фишками уже и дополнительно еще один вариант и тут я слышу уже вот она моя песня! Наконец-то свершилось чудо!
Далее пересобираю уже на мобильном телефоне примерный черновик с предварительно вставленной песней, еду на монтаж. Монтаж мы делали с учетом моих правок несколько ночей с перерывами и поняли что у нас проблема из-за того что световых приборов не хватало на площадке с покраской фильма. В финальной версии с резкой более подходящих кусочков к сценам. Богдану присылаю готовую песню спустя почти год — он очень удивился тому как получилось обыграть звучание его бита в песне.
Позже присылаю ему уже собранное видео как и всем кто мне помогал, выложила у себя на странице тоже — почти 100 лайков от подписчиков из разных уголков страны пришло просто к посту, еще и репостить стали. Богдан мне пишет, что я большая молодец, что закончила свой короткий метр, хотя почти год ушел на создание песни у меня и чистовой монтаж, что не смирилась с тем что не получалось сделать никак и сказал что готов и дальше сотрудничать и помогать с моими задумками музыкой, прислал еще несколько своих работ но, уже для хоррор-проекта что делал и это звучало прям очень атмосферно, саундрек погружал в то состояние что даже фантазировать не надо о чем фильм было…
В общем Богдан супер-крутой композитор с очень тонким слухом и способен передать атмосферу и настроение звучанием его работ.
Ильяс же не менее крутой создатель музыки, но более классического формата, инструментал и с шедевральными эпиками.
Я очень благодарна все ребятам кто помог мне реализовать мою задумку и поверил в то что я смогу сделать и доделать до конца, даже если и не все идеально получилось)