Конкурсная программа международного кинофестиваля Fashion Film Festival была дополнена анимационным фильмом российского режиссера Артемия Зайцева. Фильм уже собрал несколько побед в престижных конкурсах и претендует на Гран-При МКФ FFF. Знакомимся с автором, его мотивацией:
-Почему Крылов? Почему басня о муравье и стрекозе?
-Идея фильма родилась после прочтения всем известной басни. Я, конечно, понял мораль произведения И.А. Крылова, но был поражен жестокостью Муравья. Получается, он выгнал Стрекозу на верную смерть. Мне кажется, что муравьи – они не такие. Они труженики, но вряд ли злопамятные и мстительные. И я решил исправить ситуацию и сделать фильм о том, что было бы, если бы Стрекоза не постучалась зимой к муравью…


Вот он строит дом, а она подает ему знаки внимания, но он поглощен своей работой, пилит там что-то, строгает. Он строит дом, это его цель. Потом носит в этот дом всякую еду. Это остается за кадром, но понятно же, что муравьи еще и запасливые. А она обиженно улетает.
Наступает зима, и Муравей ждет, когда Стрекоза постучится к нему. Вернее, он начинает скучать уже с осени, возможно даже, что он ее полюбил. А она не приходит. И он начинает волноваться, и ему уже даже мерещится, что она стучит в дверь. И он не выдерживает и бросается ее искать. И находит… Это фильм о любви. Смотрите до конца, ведь самое главное – после конечных титров.


-Сильно. Фильм смотрится интересно. Видно, что над ним долго работали.
-Изначально фильм задумывался в кукольной технологии, но это учебная работа, на которую было заложено не так много времени (семестр). И мне пришлось оптимизировать производственный процесс.
Макеты, где домик Муравья, я делал настоящие, «кукольные». То есть это не 3D. А персонажей – в программе Blender. У меня был хороший аниматор, Алексей Муравьев, мы с ним сделали всю анимацию. При создании персонажей вдохновлялся французским сериалом «Букашки». В картине для генерации фонов частично были задействованы нейросети (Leonardo AI). Технологии очень быстро эволюционируют, и сейчас я бы сделал фона «чище», нейросетевой инструментарий значительно продвинулся. Эффекты выполнялись в программе Adobe After Effects. Некоторые сцены в самом начале фильма (с насекомыми) сняты «с натуры». То есть, с точки зрения выбора технологий фильм получился «эклектичным». Я экспериментировал.


-Вы активно представляете фильм на фестивалях. Есть какие-то памятные победы?
-Фильм был тепло встречен на 44-м Международном студенческом фестивале ВГИК (2024), он победил в номинации: «За лучшую работу режиссёра мультимедиа» на первом этапе, а на втором этапе прошел в пятерку фильмов лучшей кинопрограммы от киношколы. Считаю это большим успехом.
-Что ждете от МКФ Fashion Film Festival?
-Признания, успеха (улыбается). На самом деле участие в кинофестивалях дает возможность критично посмотреть на свои труды, набраться опыта, вдохновиться новыми идеями.

[…] По словам автора фильма Артемия Зайцева, он был в детстве шокирован поведением Муравья в басне Крылова. Будущий режиссер долгое время наблюдал за муравьями и лично убедился в том, что муравьи добросовестные, трудолюбивые и ответственные. Во время наблюдений Зайцев делал рисунки, которые спустя 9 лет легли в основу визуализации сценария фильма «Стрекоза и Муравей».Во время написания сценария автор изучил все три версии басни: Эзопа «Кузнечик и муравей», Лафонтена «Цикада и муравьиха» и Крылова «Стрекоза и муравей». Он выбрал вариант сюжета именно российского баснописца, где Стрекоза — женщина, а Муравей — мужчина. Напомним у грека герои произведения были самцами, у француза — самками. Однако, далее Зайцев полностью отклонился от классической версии произведения и развернул повествование в диаметрально противоположное русло. Какое? Узнаем при просмотре.Фильм изначально должен был быть кукольным. В одной из сцен фильма используется именно изначальный натуральный макет экстерьера. Но в силу занятости на учебе Артемию пришлось ускоряться за счет использования программы Blender и нейросетей. В итоге фильм является своеобразной квинтэссенцией современного состояния анимационного искусства, где стремление автора к настоящему реальному материальному упирается в отсутствие времени и ресурсов. Компьютерные программы и нейросети в этом ключе выступают «заменителями» реальных объектов с одной стороны превнося «фальшь», с другой даруя свободу безграничного творчества. Как автор справился с балансом творчества и технологий? Оценивать зрителям на показе в кинотеатре «Пионер».Существует две версии фильма. Одна для всероссийских фестивалей, другая для международных. Какая будет показана на МКФ FFF пока загадка.Интервью с Артемием Зайцевым fashionfilmfestival.ru/?p=927 […]